Наставник исследовательских проектов.
Организационно- методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности
Курсы повышения квалификации
февраль-март 2022 год
Авторы курса
Оксана Владимировна Глазунова
руководитель лаборатории "Топос. Краеведение", заместитель руководителя Федерального ресурсного центра по направлению исследовательского краеведения ФГБОУ ДО ФЦДО
Мария Михайловна Ленская
методист лаборатории «Топос» ФГБОУ ДО ФЦДО, главный редактор видеожурнала «Говорю, как краевед»
О курсе "Наставник исследовательских проектов.
Организационно- методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности. Топос. Краеведение"
Курс предназначен для педагогов дополнительного образования, методистов и руководителей организаций дополнительного образования (уровень образования - высшее и среднее профессиональное), заинтересованных в реализации комплексной программы педагогического сопровождения проектной и исследовательской деятельности туристско-краеведческой направленности


2022
февраль-март 2022
72 часов
Курс включает
Знакомство с основными принципами и положениями программы «Наставник исследовательских проектов. Организационно-методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности
Введение в курс "Исследовательское краеведение"
Разработка примерной программы реализации данной модели
Практика смешанного обучения, основанная на сочетании дистанционных и очных форматов обучения в рамках организации проектно-исследовательской деятельности, разработка заданий с использованием инструментов дистанционного образования на основе принципов исследовательского краеведения.
Знакомство с нормативными актами и документами по реализации программы организационно-педагогического сопровождения проектно- исследовательской деятельности в рамках реализации типовой модели «Топос» (туристско-краеведческой направленности федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»)
Обсуждение собственных кейсов и представление их в интернет ресурсах ФГБОУ ДО ФЦДО



Обсуждение методических материалов, статей, современных исследований в области дополнительного образования туристической и краеведческой деятельности





Содержание программы
Нормы проектной исследовательской деятельности в рамках программы «Топос. Краеведение». Разнообразие подходов в практике наставничества
Знакомство с целями, смыслами, задачами курса «Наставник исследовательских проектов. Организационно-методическое сопровождение проектной исследовательской деятельности.

Основные характеристики проектной исследовательской деятельности. Понятие «нормы проектной деятельности», «исследование», «проект», «этапы проектной деятельности», «наставник», «сопровождение проектной исследовательской деятельности».

Основные характеристики педагогической позиции сопровождения. Наставник-педагог-научный руководитель-инструктор-тренер.


Работа с полем актуальных задач, вопросов и запросов участников курса «Наставник исследовательских проектов. Организационно-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности. Топос. Краеведение"
Выделение и постановка актуальных задач и вопросов при сопровождении проектной исследовательской деятельности.

Жесткие и гибкие грани педагогического сопровождения проектной деятельности, обзор ошибок. Ожидаемые результаты.

Ключевые подходы при реализации организации службы сопровождения проектов.

Игра «Нормы проектной деятельности»

Обзор кейсов и практик по различным способам организации проектной и исследовательской деятельности. Соотнесение опыта обучающихся курса и современных практик наставничества
Знакомство с результатами комплексного исследования кейсов и практик дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Компетенции наставников для сопровождения проектов и исследований

Групповая работа «Конструктор форматов»
Критерии эффективности в работе наставника. Работа наставника на этапе формирования команды и замысла проекта исследования
Сравнение разных педагогических позиций при сопровождении проектной исследовательской деятельности.

Принцип разнообразия наставнических практик.

Выделение критериев работы с индивидуальными и командными целями при разработке и реализации проектов и исследований.
Понятия воспитательной системы разновозрастного объединения (РВО), межвозрастной коммуникации, социального развития личности, образовательного потенциала разновозрастных групп и эффекта невидимых активов. Варианты моделей воспитательных систем РВО, созданные в отечественной практике
Знакомство с моделями воспитательных систем РВО, созданных в отечественной практике.

Понятия "воспитательная система разновозрастного объединения (РВО)", "команда", "социальное развитие личности", "образовательный потенциал разновозрастных групп", "эффект невидимых активов".

Место проектной исследовательской деятельности в жизни разновозрастных объединений.
Изучение представленных методов в рамках работы практической проектно-исследовательской лаборатории обучающихся курса. Опросы, интервью, наблюдения за разными типами детских коллективов и педагогических позиций
Обзор разных современных типов комплексного исследования организации и проведения проектной исследовательской деятельности

Типы и виды детских коллективов (критерии, подходы) анализ и подбор методов исследования для постоянной/межрегиональной команды.

Типы и виды педагогических позиций, анализ и подбор методов исследования для изучения позиций: трекер, наставник, научный руководитель.

Практика модерации и группового взаимодействия.
Практика исследовательской деятельности
Формат и организация практических исследований.

Разработка маршрутов для разных типов психолого-педагогических задач при комплексном исследовании сопроводительной деятельности.

Проведение исследования в проектной

исследовательских педагогических командах: постановка гипотезы, комплексное исследования, реперные точки исследований, групповая рефлексия.
Практика исследовательской деятельности. Реализация исследовательских проектов «Современные подходы в содержании дополнительного образования туристско-краеведческих объединений. Направление исследовательское краеведение». Работа в командах в рамках педагогической лаборатории курса
Формат и организация практических исследований.

Разработка маршрутов для разных типов психолого-педагогических задач при комплексном исследовании сопроводительной деятельности.

Проведение исследования в проектных исследовательских педагогических командах: постановка гипотезы, комплексное исследования, реперные точки исследований, групповая рефлексия.
Представление итогов исследовательской работы команд в рамках педагогической лаборатории курса
Формат и организация практических исследований.

Разработка маршрутов для разных типов туристско-краеведческих задач при комплексном исследовании образовательной среды.

Проведение исследования в проектно-исследовательских педагогических командах: постановка гипотезы, комплексное исследования, реперные точки исследований, групповая рефлексия
Составление актуальной карты развития краеведческих объединений на основе исследовательского краеведения с активным использованием проектного исследовательского способа организации деятельности, внедрения современных методов в области дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, определение актуальных моделей сопровождения проектов и исследований (наставничества)
Командная и индивидуальная рефлексия полученных результатов.

Составление актуальной карты развития процесса сопровождения в своем регионе, с включением разных педагогических позиций.

Различные подходы к организации «обратной связи» для участников проектных команд. Формирующее и констатирующее оценивание.

Экспертная оценка в рамках работы педагогической исследовательской лаборатории.
Знакомство с материалами форсайт-сессий по направлению «Образование»
Февраль-март 2022
Расписание встреч для участников модуля
Лекции. Практикумы. Тренинги. Исследовательский модуль. Самостоятельная работа
7 февраля 2022 15:00-17:00 мск
Установочная сессия

О.В. Глазунова, М.М. Ленская
февраль 2022 (расписание уточняется)
Лекции, практикум
О.В. Глазунова, М.М. Ленская
февраль-март 2022 (расписание уточняется)
Исследовательский модуль, самостоятельная работа
О.В. Глазунова, М.М. Ленская
март 2022 (расписание уточняется)
Практикум в качестве наставника проектно-исследовательской деятельности на "Краефест 2022. Замысел"
О.В. Глазунова, М.М. Ленская
Как проходит обучение
1
Отправляйте заявку
Для этого заполните форму регистрации курса. Мы свяжемся с вами по почте или телефону для подтверждения Вашего участия.
2
Начните обучение
Ссылка на онлайн-сессию в зуме приходит всем зарегистрированным участникам на электронную почту.
Для удобства работы рекомендуется использовать два экрана, либо заходить с двух устройств, либо иметь подключенный второй экран. Для размещения методических и рабочих материалов используется гугл-диск.
3
Практикум
Обучение проходит полностью в онлайн-формате. В качестве практикума предлагается участие в "Краефест 2022. Замысел", в роли наставника проектной исследовательской деятельности в региональных, межрегиональных командах
После курса вы получите
По итогам успешной защиты зачетной работы после прохождения курса выдается сертификат ФГБОУ ДО ФЦДО о прохождении курса повышения квалификации "Наставники проектной исследовательской деятельности.
Организационно- методическое сопровождение проектной исследовательской деятельности. Топос. Краеведение»." (72 часа)
Все методические и рабочие материалы всегда доступны для личного пользования на гугл-диске.
Видеофильмы о работе межрегиональных команд и их наставников ,на проходящей в октябре 2021 года Исследовательской школе " Краефест 2021"
Каждая команда на исследовательской школе работала под руководством опытного научного руководителя-трекера.

Этот опыт интересен для изучения . с точки зрения позиции наставника проектно-исследовательской работы.
В каждой команде также работало 2 наставника-волонтера,которые помогали трекеру выстраивать организационные и командные процессы.
©Лаборатория Топос. Краеведение
Министерство просвещения
Российской Федерации
Центр детско-юношеского туризма и краеведения ФГБОУ ДО ФЦДО
Адрес:
111033, город Москва, улица Волочаевская, дом 38А, 55.753174, 37.675181
Почта:
info@mytopos.ru